В ЦВЗ "Манеж" с 6 ноября 2006 года открылась большая ретроспективное мероприятие, посвященное фотографии (фото) классика, советской и мировой фотографии Александра Родченко (1891-1956).
На открытии фото выставки представитель московского правительства заметил, что лучшего подарка к отмечаемому в этом месяце 10-летию Московского Дома фотографии и придумать сложно. Можно лишь заметить, что выставка фото приурочена еще к двум датам: к 115-летию со дня рождения замечательного фотохудожника и к 50-летию со дня его смерти в начале декабря 1956 года.
Активную практическую деятельность, как сказано на форуме фотографии А. Родченко совмещает с теоретическим ее осмыслением, публикует серии статей в том же "ЛЕФе" и "Новом ЛЕФе", где высказывает свои любимые мысли о фоторепортаже , о концепции нового ракурса фотосъемки, которым стал знаменит. Он отвечает на критику тех, кто обвиняет мастера, что он "сдирает" все свои находки с современных западных фотографов, он участвует в международных выставках фото от Парижа и Вены до Нью-Йорка и Чикаго.
Поразительно на выставке фото можно узнать что фотографией Александр Родченко занялся лишь зимой 1924 года, его активная творческая жизнь заняла, по сути, всего несколько лет, за которые он и сделал все те открытия в фотоискусстве, которые оказали влияние на ХХ век, а кое-что осталось и на век следующий.
На выставке фотографии в Манеже эти фото работы А. Родченко представляют огромный интерес. Остается поражаться мастерству фотографии на выставке, шрифтовому искусству, его открытиям в городской съемке, его издательской практике и высказываемым им идеям. Для самого Родченко в 1934 наступает "мертвая зона". Его программная статья к выставке "Фотография - искусство" оказывается, по сути, завещанием мастера, находящегося в расцвете творческих сил..
В общем-то, все десять лет своего активного существования МДФ показывал фотографии А. Родченко - по частям, сериям, направлениям. И то сказать, Александр Родченко оставил яркий творческий след во многих областях визуального искусства в том числе и в фото. Достаточно посмотреть на выставке фотографии на его броские агрессивные коллажи, явно ставшие одним из импульсов киномонтажа Сергея Эйзенштейна.
Но наступает время, когда над страной опускается "железный занавес" "чекистской военной тайны", рассказывает выставка фото. Свободный человек с фотоаппаратом вообще подозрителен: уж не шпион ли он? Советский фотограф должен работать в советском печатном органе, выполняя четкие задания советских редакторов. С середины 1930-х годов Александр Родченко переходит на фоторепортажи о скачках, затем снимает спортсменов, 1937 год ознаменован "балетной серией", предвоенный 1940-й - "цирковой".
Он где-то работает, что-то оформляет, готовит фотографии и выставки о фото, которые никогда не станут достоянием публики. Настоящая творческая жизнь фотографии Александра Михайловича Родченко продолжается лишь после его смерти. Так получилось, что первая персональная выставка фото выдающегося фотохудожника открылась лишь на следующий год после его смерти, в "оттепельный" 1957 год.
Огромный резонанс имела выставка фото А. Родченко в залах на Гоголевском бульваре в "перестроечном" 1986 году. Родченко дождался своего времени. И что же? Нынешняя ретроспективная выставка фотографии в Манеже - первая за эти прошедшие двадцать лет. Уже поэтому форум фото заслуживает внимания как некий знак, которым само время обращается к нам.
Остается лишь добавить, что форум фотографий Александра Родченко в Манеже продлится до конца ноября.
ВЫСТАВКА ФОТО (ФОТОГРАФИИ) В МАНЕЖЕ:
Куратором выставки фото в Манеже, автором текстов стал внук Родченко - Александр Лаврентьев.
Более четырех лет он готовил изобразительный материал для выставки фотографий из домашнего и музейных архивов.
Многие снимки отпечатаны, выставлены и публикуются впервые для фото мероприятия. Как сказала директор МДФ Ольга Свиблова: "Без Родченко, без его работ, переданных в музей, не было бы самого музея и этих десяти лет".